В редакцию «Перца ЖКХ» обратился житель города Алексей Черногородцев, который имеет богатый опыт работы председателем совета многоквартирного дома. Алексей решил поделиться накопленными знаниями и составил несколько памяток для собственников и членов советов МКД. Ниже предлагаем Вашему вниманию памятку №4.
Закончился очередной год в жилищно-коммунальной сфере. Жилищный Кодекс РФ, определяющий и задающий жилищно-коммунальную политику и стратегию, остаётся для органов местного самоуправления (ОМСУ) и собственников жилых помещений в многоквартирных домах основным документом, фундаментальной базой для выработки и построения механизмов реализации задач и целей, поставленных идеологами жилищной реформы.
Одни муниципалитеты и собственники жилых помещений в МКД активно включились в этот перманентный процесс преобразований жилищно-коммунальной сферы, другие заняли пассивную позицию в вопросе подхода к реализации государственной жилищной программы.
На каком месте в этой градации находится наше муниципальное образование – на втором, третьем, десятом, последнем — каждый согласно своим наблюдениям может решить сам.
Основанием для скепсиса являются реалии сегодняшнего времени:
— отсутствует поэтапная городская программа или дорожная карта по реализации положений ЖК РФ и Постановлений Правительства РФ в сфере жилищного законодательства;
— ОМСУ и СМИ не ведётся активная методичная работа по разъяснению жилищных законодательных инициатив, о необходимости вовлечения граждан к участию в общественном самоуправлении, к самоорганизации граждан в общественные объединения – в Советы домов, Советы микрорайонов;
— отсутствие механизмов обратной связи и взаимного сотрудничества между собственниками жилых помещений, его Актива и руководителями города;
— отсутствие у ОМСУ реальной и достоверной информации о формировании и работе Советов домов, Председателей Советов домов, насколько они легитимны, соответствует ли их избрание последним законодательным требованиям;
— отсутствие у граждан необходимой подготовки по вопросам управления многоквартирными домами;
— недостаточная организационно-пропагандистская и информационно-методическая работа ОМСУ с населением;
— ОМСУ не разработаны методики Программы обучения Актива собственников: председателей и членов Советов домов, Школы активного гражданина;
— отсутствие проведения органом местного самоуправления Круглых столов, семинаров специалистами Департамента строительства и жилищного хозяйства, ГосЖилинспекции и активистами-собственниками;
— ОМСУ не разработана конкурсная Программа на выявление лучших Советов домов, лучшего Председателя Совета дома и механизм их поощрения;
— недостаточное количество управляющих компаний и, как следствие, отсутствие конкурентной среды;
— сохранение у большинства граждан рудиментов прошлого – сознание потребителя, чем собственника общего имущества многоквартирного дома;
— ОМСУ не в полной мере созданы условия для развития системы общественного самоуправления в жилищной сфере;
— отсутствие оценочной системы результативности этапов реформирования ЖКХ, а также на данный момент времени;
— отсутствие индикаторов для определения эффективно реализуемых проектов и инициатив в системе управления многоквартирными домами, способов создания продуктивной системы Общественного Контроля;
— отсутствие со стороны ОМСУ должного контроля за качеством предоставления жилищных и коммунальных услуг; недостаточность количества проверок соблюдения Управляющими компаниями законодательно-нормативных требований по управлению и обслуживанию МКД.
Все эти факторы в совокупности дали тот результат, который получили:
— низкий уровень участия граждан в управлении МКД;
— слабая образовательная база Жилищного законодательства среди собственников жилых помещений и его актива;
— отсутствие мотивации, инертность и пассивность большинства собственников жилых помещений;
— отсутствие взаимовыгодного сотрудничества и конструктивного диалога между собственниками и управляющей компанией;
— торможение и пробуксовывание в развитии системы Общественного самоуправления; в реализации поэтапного реформирования программных положений Жилищного законодательства;
— отсутствие на многих МКД действующих и реально работающих Советов домов;
— имитация деятельности отдельных Председателей МКД, не утверждённых и не наделённых полномочиями высшим органом управления МКД – общим собранием собственников МКД.
Январь – пора подведения итогов о проделанной работе за прошедший год .
Напоминание для собственников жилых помещений и председателей Советов домов:
— председатель Совета дома должен предоставить собственникам жилых помещений Отчёт о проделанной работе за прошедший календарный год. Это можно сделать на общем собрании собственников, совместив этот крайне важный вопрос с другими не менее важными проблематичными вопросами, неизбежно поступающими в течение прошедшего времени. Если, как это обычно бывает, созвать Общее собрание собственников не представится возможным, то Отчёт о проделанной работе нужно разместить на информационной доске, установленной в каждом подъезде.
— Есть и ещё одна важная причина для созыва Общего собрания собственников. Исходя из Федерального закона № 277 от 31.07. 2020 года выходит следующее: если до 31.07 2020 года председатель Совета дома был наделён полномочиями на подписание Актов выполненных работ и Договора Управления домом в силу своего статуса, то с 31.07.2020 года он может это сделать только в двух случаях: при наличии доверенностей, выданных собственниками жилых помещений в МКД или наделением его таким полномочием по решению Общего собрания собственников. Причём кворум, необходимый для такого решения, должен составлять не мене 2/3 голосов от общего числа голосов собственников в доме. Это законодательное обязательство собственники жилых помещений должны были исполнить со дня опубликования этого Федерального закона, то есть для этого было полгода 2020-го и целый2021-й год. А учитывая повальные пассивность, равнодушие и инертность большинства собственников, можно предположить, что этот Закон не был исполнен, по крайне мере большинством. И в этой связи интересно: как, кто и на каком основании подписывал Акты выполненных работ на многоквартирных домах, Договоры управления и прочие документы? Как в правовом отношении классифицировать такие действия? Также здесь крайне важно добавить: если у Председателя Совета дома не будет таких полномочий и Акты приёмки останутся неподписанными, то управляющая компания несёт риск привлечения к административной ответственности по ст. 7.23.3 или ч.2 ст.14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
— исходя из сложившейся практики, когда собственники жилых помещений в МКД в большинстве случаев не видят Отчёт о проделанной работе за прошедший год, который управляющая компания обязана предоставить собственникам до апреля месяца следующего года, Председателю Совета дома стоит направить на имя руководителя частной управляющей компании письмо с напоминанием исполнить это обязательство. Если и после этого управляющая компания не предоставит отчет, то Председатель имеет полное право и даже должен обратиться с жалобой на действия управляющей организации и ее директора в надзорные органы – прокуратуру и ГосЖилинспекцию (с приложением письменной копии обращения).
Автор статьи: А.Н. Черногородцев.
Столкнулись с несправедливостью в сфере ЖКХ? Управляющая организация игнорирует ваши проблемы и обращения? Напишите об этом нам! Расскажите о своей ситуации, присылайте текстовые, фото- и видеоматериалы на нашу почту contact@perez-jkh.ru, на номер Whatsapp +79885711230 или в наши группы в социальных сетях: vk.com/public208124517, ok.ru/group/60887410278552, instagram.com/perez.jkh.
Начните обсуждение "Итоги: бег на месте"